[лат. Sacramentarium Gelasianum], один из 2 основных типов древнего рим. Сакраментария (аналог визант. Евхология), важный источник по истории литургической жизни неразделенной Церкви.
Название связано с ошибочной атрибуцией оригинального текста папе Геласию I (492-496) эрудитами XVII-XVIII вв., основанной на свидетельстве Liber Pontificalis (LP. Vol. 1. P. 255). Известны 2 редакции Г. С.- древняя (Vetus) и смешанная (Mixta), к-рые различаются как по составу, так и по организации материала; 1-ю датируют примерно 2-й пол.-кон. VII в., 2-ю - VIII в.
Древняя редакция Г. С. сохранилась в единственной полной рукописи - Vat. Reg. lat. 316 (Reginensis), к-рая была написана ок. 750 г. недалеко от Парижа, вероятно в жен. мон-ре Шель. Ее оригинал был привезен во франк. земли из Рима (на это указывают особенности календаря). Один из формуляров мессы в 3-й кн. (Deus cuius arbitrio) Г. С. в этой рукописи, озаглавленный «Orationes in natali presbyteri qualiter debeat celebrare», написан др. почерком в IX в. и не является частью Г. С. (Fol. 195v). Окончание рукописи Reginensis, к-рое, по крайней мере с 1651 г., хранится отдельно (Parisin. Lat. 7193, VIII в. Fol. 41-56), содержит экзорцизм, Парижский Пенитенциалий (т. н. Simplex) и список апостолов (BHL, N 652). Впервые рукопись была опубликована кард. Джузеппе Томмази в 1680 г. (см.: PL. 74. Col. 1055-1243).
Существует также неск. рукописей, в к-рых, как считается, сохранились фрагменты Gelasianum Vetus (CPL, N 1900). Тем не менее нек-рые исследователи сомневаются в возможности отнести эти памятники к Gelasianum Vetus, считая их восходящими к редакции Г. С. VIII в. (Vogel. 1986. P. 65).
Возникновение оригинала древней редакции Г. С. датируется временем между 628 (после установления праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Exaltatio Crucis) 14 сент. (LP. Vol. 1. P. 374)) и 715 гг. (до понтификата Григория II (715-731), к-рый ввел мессы для четвергов Великого поста). Хотя в Г. С. нет свидетельств о пении Agnus Dei, установленном папой Сергием I (687-701), набор Богородичных праздников может указывать на время его понтификата (LP. Vol. 1. P. 376, 381).
Г. С. состоит из 3 книг, разделенных в соответствии с литургическим годом и включающих ок. 1700 молитв. 1-я книга содержит 107 глав. В нее входят молитвы для месс и служб суточного круга вигилии Рождества Христова, для дня праздника и его октавы (Гл. 1-5, 9), молитвы для месс на праздники святых Стефана (Гл. 6), Иоанна Богослова (Гл. 7), Вифлеемских младенцев (Гл. 8), Богоявления (Гл. 11-12); для месс воскресений за 3 (70-ца) (Гл. 13), за 2 (60-ца) (Гл. 14) недели и за 1 неделю перед Великим постом (Гл. 17); для 1-й седмицы Великого поста (Гл. 18-19) и воскресений Четыредесятницы (Гл. 25-28); для служб Входа Господня в Иерусалим, Страстной седмицы и Пасхи (Гл. 37, 41-43, 45-46), Светлой седмицы (tocius albae) (Гл. 47-52), октавы Пасхи (Гл. 53) с отдельным чином, совершаемым «за стенами Рима» (in parochia) (Гл. 55); для воскресений периода Пятидесятницы (Гл. 57-62, 65), для праздника Вознесения Господня (Гл. 63-64), для вигилии Пятидесятницы и дня праздника (Гл. 77-81), для октавы Пятидесятницы (Гл. 84). Также в 1-ю книгу входят крещальные чины, чины хиротоний и освящения храма, дополнительные главы.
Крещальные чины включают предкрещальные чины, совершаемые в течение Великого поста: избрание и молитвы за готовящихся к принятию Крещения (pro scrutinio), объявление их имен (denuntiatio) в понедельник 3-й седмицы поста, молитву над оглашаемыми, благословение соли, экзорцизмы, толкование Евангельских чтений после совершения обряда «отверзения ушей» (in aurium apertionum), толкование Символа веры и молитвы Господней (Гл. 26-36); чин благословения елея и мира (хризмы) в Великий четверг (Гл. 40); экзорцизм и передачу Символа веры (приводится на греч. и лат. языках) утром в Великую субботу, процессию к источнику и благословение его вод вечером (Гл. 44). На октаву Пасхи празднуется годовщина Крещения на прошлую Пасху (de Pascha annotina) (Гл. 54). На вигилию Пятидесятницы выписаны предкрещальные чины без длительного оглашения для особых случаев: возложение рук на бесноватых, больных, язычников, благословение вод источника, экзорцизмы, исповедание веры, благословение елея (Гл. 64-76).
Чины хиротоний (ординаций) имеют много общего с галликанскими памятниками и включают как литургические, так и канонические разделы. В древней редакции Г. С. имеются чины избрания пресвитеров, диаконов и субдиаконов (Гл. 20), «Капитул св. Григория папы» о хиротонии пресвитеров (Гл. 21), чины диаконской хиротонии (Гл. 22-24), чины поставления низших по рангу клириков - остиария, чтеца, экзорциста, субдиакона, а также чин помазания рук пресвитера св. миром (consecratio manuum) (Гл. 95-96). Особо выписаны молитвы мессы на годовщину хиротонии диакона и пресвитера (Гл. 97-98), а также молитвы епископской хиротонии и мессы епископа за самого себя в день хиротонии и на ее годовщину (Гл. 99-101). Кроме того, приводятся молитвы мессы за др. священника (Гл. 102) и галликанский чин посвящения дев (с благословением одежд - см. Velatio) на праздник Богоявления или в понедельник Светлой седмицы (Гл. 103-107).
Чин освящения нового храма также соответствует галликанской традиции (имеются молитвы на освящение алтаря), хотя в рукописи присутствуют и молитвы мессы на освящение, характерные для рим. практики (Гл. 88-92). Также имеются молитвы освящения места, где была синагога (Гл. 93), и освящения источника (Гл. 94).
Среди дополнительных чинов: месса против язычников (prohibendum ab idolis) (Гл. 10); молитвы над начинающими покаяние (Гл. 15), вероятно, в период Великого поста, в т. ч. над совершающими публичное покаяние (начинается в среду седмицы перед Четыредесятницей, т. н. Quinquagesima) (Гл. 16-17); 2 чина принятия кающихся и смертно согрешивших в общение (reconciliatio) в Великий четверг (один - без длительного покаяния) (Гл. 38-39), в состав к-рых входят также благодарственные молитвы для покаявшихся после Причащения; формула «объявления поста» (Denuntiatio jejuniorum) в 4, 7 и 10-м месяцах (Гл. 82); служба 12 чтений в 1-м месяце (марте) (Гл. 19) и в 1-ю субботу 4-го месяца (июня) (Гл. 83) с молитвами в посты среды и пятницы в начале 4-го месяца; чин принятия еретиков (ариан и «прочих») (Гл. 85-86), а также тех, кто были перекрещены еретиками (Гл. 87).
2-я книга древней редакции Г. С. включает 85 глав с неподвижными памятями святых (Sanctorale; всего 69). Помимо рим. упоминаются святые, почитавшиеся в итал. городах (Кумах, Нарни, Ареццо, Фонди, Капуе). Память апостолов Петра и Павла совершается как совместно, так и по отдельности (Гл. 30-32). Вместо памяти ап. Петра в узах (1 авг.) празднуется память Маккавеев (Гл. 39). Также выписаны молитвы на праздники Очищения Девы Марии (Сретение) (2 февр.), Благовещения (25 марта), Успения (15 авг.) и Рождества Девы Марии (8 сент.), Обретения Креста (3 мая), Всех апостолов с вигилией и октавой 6 июля (Гл. 34-36), Воздвижения Креста (14 сент.), арх. Михаила (29 сент.), типовые молитвы на память и перенесение мощей одного мученика или память неск. мучеников (Гл. 1. 72-79), молитвы периода Адвента (6 воскресений, последнее - свободное для совершения службы 12 чтений) (Гл. 80-84). Как и в 1-й книге, встречаются молитвы постов среды и пятницы в начале 7-го (сент.) и 10-го (дек.) месяцев и службы 12 чтений в первые субботы этих месяцев (Гл. 60, 85).
В 3-ю книгу (всего 117 глав) включены 2 группы месс для рядовых воскресений в течение года (per annum) и полный текст евхаристического канона. Канон имеет вставку Григория Великого в Hanc igitur (Diesque nostros) (LP. Vol. 1. P. 312), но не имеет Memento (поминовения) усопших. «Отче наш» следует непосредственно за каноном (ср.: Greg. Magn. Reg. epist. IX 12 // PL. 77. Col. 956).
Далее помещены молитвы на разные случаи: для отправляющихся в путь, при эпидемиях и падеже скота, стихийных бедствиях, жен. бесплодии, для вдов, за мир, в случае войны, за короля, против неправедных судей, за неверующих, благословение новых плодов. Также в 3-ю книгу входят благословения народу (super populum) - архаичный элемент, характерный для галло-испан. традиции (Гл. 17), чин благословения брака (Гл. 52) и молитвы в годовщину новорожденного (Гл. 53), молитвы над больными у них дома и месса за больных (Гл. 69-71), благословение входящих в [новый] дом (Гл. 72-74), освящение воды для окропления дома (Гл. 75-76) и заклятой от молнии (Гл. 77-78), молитвы над умирающими, чины погребения и поминовения усопших на 3, 7, 30-й день и ежегодно (Гл. 91-105), а также месса о здравии живых (Гл. 116a). В конце Г. С. выписаны галликанская молитва Contestatio и еще один чин Покаяния (Гл. 116b).
К более поздним дополнениям монашеского происхождения относятся молитвы о заботящихся о бедных и больных, молитвы о монахах, молитвы отречения от мира, пострижения бороды, молитвы вечерни, утрени, до и после трапезы, месса за умершего аббата и др. (Гл. 48-51, 80-87, 94).
Стандартный формуляр изменяемых молитв мессы в древней редакции Г. С. включает: 1 или 2 молитвы-коллекты, молитву post precem, т. е. после ряда диаконских прошений (Deprecatio; известен текст т. н. Deprecatio Gelasii (изд.: PL. 101. Col. 560; см. также: Jungmann. Missarum Sollemnia. Vol. 2. P. 91ff.); в более поздних формулярах мессы эта молитва исчезает вместе с диаконскими прошениями), молитву secreta, префацию (Vere dignum), молитву после Причащения, заключительное благословение (Ad populum) (в поздних формулярах также отсутствует). Из 234 формуляров мессы 25 - полные (архаичный тип, характерен для периода поста), 146 - с одной коллектой и молитвой post precem («геласианский» тип), 63 - без молитвы post precem («григорианский» тип).
Согласно теории А. Шавасса, Г. С. предназначался для пресвитеров пригородных храмов Рима (титулов) (Chavasse. 1958. P. 149). В отличие от Сакраментария Григория в нем не указываются места стационального богослужения. Чины хиротонии, совершаемые епископом, относятся к поздним слоям Г. С. Характерно отсутствие четких указаний на совершителя мессы и др. служб - пресвитера или епископа (часто говорится просто sacerdos). Епископ упоминается только в связи с конфирмацией. Наличие чинов Крещения и примирения кающихся объясняется тем, что с V в. пригородные титулы имели общий баптистерий, а чин примирения со времени папы Григория Великого совершался пресвитерами. Набор чинов, входящих в состав 3-й книги, объясним только условиями приходской жизни. Вероятно, Г. С. использовался и в городских мон-рях (на это указывает характер монашеских дополнений к основному тексту Г. С.). Кроме того, уже эта редакция Г. С. имеет признаки адаптации к условиям литургической жизни во Франкском королевстве (включение недостающих в оригинале епископских чинов, молитвы и обряды к-рых заимствованы из др. рим. или галликанских источников). Тот факт, что формуляры месс четвергов Великого поста и субботы перед Входом Господним в Иерусалим в Сакраментарии Григория (напр., в Hadrianum) построены по «геласианской» модели (хотя в Г. С. служб для этих дней нет), говорит о том, что Г. С. оставался авторитетным источником и продолжал использоваться в Риме и в 1-й пол. VIII в.
Однако теория Шавасса, особенно его гипотетическая реконструкция рим. кодифицированного архетипа Г. С., подверглась серьезной критике (Coebergh. 1961). Ряд ученых предполагают, что в основе Reginensis, как и в основе др. франк. собраний рим. чинов и молитв, лежит неск. источников, к-рые сведены воедино компилятором. Одни полагают, что этими источниками являются libelli (лат. записи месс) (Baumstarck. 1927; Bourque. 1949; Thompson. 1975), другие - итальянские (Coebergh. 1961) или, точнее, кампанская и равеннская (Gamber. 1958) компиляции, к-рые могли получить распространение во франк. землях посредством влиятельного на континенте англосаксон. монашества. Т. о., Г. С. лишь частично отражает рим. практику VII в. и может привлекаться для исследования литургической ситуации в Италии вне пределов Рима.
2-я редакция Г. С. появилась при Пипине III Коротком (751-768) (помимо прочего, на это указывает наличие памяти св. Хрисогона 24 нояб., к-рого Пипин считал своим покровителем - см.: MGH. Epp. 3. S. 529) в одном из бенедиктинских аббатств Галлии (в Сакраментарии имеется месса на память прп. Венедикта Нурсийского (11 июля), а его имя включено в канон мессы; память мч. Прикса (Приеста), еп. Клермонского (Ɨ 674/6) (25 янв.), указывает на мон-ри Вольвик (Овернь), где на месте его мученичества была построена базилика, или Флавиньи (Бургундия), куда были перенесены его мощи после 761; о проблемах локализации и датировки архетипа см.: Moreton. 1976), вероятно, в связи с приездом туда в 754-755 гг. папы Стефана II (MGH. Capit. 1. S. 61, 80; Conc. 2. Suppl. 21; Capit. 2. S. 508). Время составления датируется до 784 или 791 гг. (когда был офиц. введен Григория Сакраментарий (т. н. Hadrianum), а галликанский обряд подвергся запрету); вероятнее всего, 2-я редакция Г. С. составлена в 760-770 гг. (Vogel. 1986. P. 76; Dumas, Deshusse. P. XXIII-XXVI).
полные и относительно хорошо сохранившиеся, разделяются по территориальному признаку: 1) из франк. земель: Желлонский Сакраментарий (Parisin. Lat. 12048, 790-800 гг.); Ангулемский Сакраментарий (Ibid. 816, кон. VIII - нач. IX в.); Нуайонский Сакраментарий (Parisin. Ms. fr. 15504, нач. IX в.); Сакраментарий Филлипса (Berlin. SB. lat. 105, кон. VIII - нач. IX в.); Сакраментарий нач. IX в. из Реймса, иначе Сакраментарий Годельгавда (оригинал утерян, копия XVII в. в Parisin. Lat. 9493); Сакраментарий св. Аманда, «апостола Бельгии», или т. н. Кольбертинские фрагменты (Ibid. 2296, ок. 800 г.); 2) из Алеманнии (восточнофранк. территории): Санкт-Галленский II Сакраментарий, возможно, из Сев. Италии (Sankt-Gallen. Stiftsbibl. 348, нач. IX в.; изд.: Mohlberg. 1918); Тройной Сакраментарий из Санкт-Галлена (копия предыдущего) (Zürich. Zentralbibl. С 43, 1020-1030 гг.); Сакраментарий из Райнау, вероятно, из Сев. Франции (Zürich. Zentralbibl. Rheinau. 30, 795-796 гг.); Cакраментарий из Райхенау (Karlsruhe. Landesbibl. Augiensis. 112, ок. 800 г.); 3) из Италии: Сакраментарий из Монцы (Monza. Bibl. Capit. F 1/101, X в.); Сакраментарий Арно, архиеп. Зальцбургского (Münch. Bayer. Staatsbibl. CLM 29164 I/1a); фрагмент Сакраментария в палимпсесте из Центр. Италии (Angel. F. A. 1408, до 800 г.). Кроме того, в б-ках Европы сохранилось множество небольших фрагментов смешанного Г. С. (CPL, N 1905).
Г. С. 2-й редакции соответствует 2-му основному типу рим. Сакраментария - Григория Сакраментарию (т. н. Gregorianum Paduense), к-рый послужил одним из источников смешанной редакции наряду с галликанскими памятниками и древней редакцией Г. С. Все Gelasiana Mixta разделены на 2 книги (кроме Санкт-Галленского II Сакраментария, где она, возможно, просто не сохр.). В 1-й книге находятся молитвы месс подвижного и неподвижного циклов (в отличие от Vetus они смешаны и Пасха приходится на 25 марта или 3 апр.), общие мессы на памяти святых, вотивные мессы, мессы рядовых дней, евхаристический канон и благословения народу (часто входят и во 2-ю книгу, несмотря на запрет последних папой Захарией (741-752) - Zacharia, papa. Ep. 13 ad Bonifatium // PL. 89. Col. 951-952). Во 2-й - мессы на разные случаи, молитвы служб суточного круга, элементы Понтификала и Ритуала (их набор варьируется в рукописях) и различные приложения (списки апостолов, Мартиролог Иеронима и проч.). В 1-й ч. упоминаются места стационального богослужения (однако это добавление сделано вне Рима). Формуляр месс подвижных праздников включает 5 изменяемых молитв (2 коллекты, secreta, praefatio, post communionem, super populum), но больше половины памятей святых имеют 1 коллекту (в нек-рых случаях - 3). Имеются формуляры месс для четвергов Великого поста и для каждого дня седмицы после Пятидесятницы. В 3-5-е воскресенья Четыредесятницы нет огласительных чинов. Период Адвента продолжается 5 недель. Из галло-испан. традиции заимствованы покаянные дни Rogationes, епископские благословения, вотивные мессы, Praeconium paschale, коллекты вечерни и утрени, торжественный чин Крещения на праздник Богоявления, чины погребения и освящения храмов и проч.
Проследить эволюцию и взаимосвязь отдельных рукописей Gelasiana Mixta трудно. Наиболее близким к оригинальному варианту считается Желлонский Сакраментарий, к-рый был переписан, вероятно, в аббатстве Сент-Круа в Мо для собора в Камбре при еп. Хильдоарде (790-816), но ок. 807 г. подарен Желлонскому аббатству. Он содержит множество следов компиляции из 2 типов рим. Сакраментария, хотя основная масса материала заимствована из древнего Г. С. В Желлонском Сакраментарии и памятниках этого типа больше монашеских чинов (молитвы на поставление аббата и аббатисы; за отрекающихся от мира и входящих в киновию и т. п.), тогда как, напр., в Ангулемском встречается только прежний материал из Reginensis, а в Сакраментарии из Райнау 2-я книга в целом очень сильно сокращена. Иная редакция смешанного Г. С. представлена рукописями, в к-рых удвоения материала устраняются более систематично (напр., Сакраментарии Санкт-Галленский II, Филлипса, из Райнау и др.) (Chavasse. 1959; критику его теории см.: Klöckener. 1990).
Отдельные элементы франк. Г. С. вошли в состав приложения к Hadrianum, сделанного Бенедиктом Анианским (Ɨ 821) (см. ст. Григория Сакраментарий), в Романо-германский Понтификал X в. и в литургические книги амвросианского обряда. В X в. появились рукописи, к-рые иным образом соединяли смешанный Г. С. и Сакраментарий Григория (Hadrianum c добавлением Бенедикта). Полного списка этих рукописей до сих пор не существует (см. для Франции: Bourque. 1958. Vol. 2/2. P. 253-385). Среди наиболее важных - Сакраментарий св. Ведаста (2-я пол. IX в.), Кентерберийский Миссал из аббатства св. Августина (X-XI вв.), Латеранский («монашеский») Миссал (XI-XII вв.). Памятники этого типа послужили переходным звеном к рим. Миссалу XIII в. (на основании к-рого в свою очередь было подготовлено первопечатное издание 1474). Т. о., из «геласианской» традиции посредством франк. книг в рим. Миссал перешли службы воскресений после Богоявления и периода Пятидесятницы, а также ряд др. молитв и чинов.